вторник, 25 января 2011 г.

Национальная библиотека Беларуси: сокровищница знаний или символ формализма?

В здании-алмазе главная библиотека страны функционирует уже почти пять лет, но до сих пор белорусы продолжают открывать для себя новую библиотеку.


Фото: Антон Мотолько

Наверное, немногие читатели Национальной библиотеки смогут вспомнить все правила пользования, под которыми подписывались, когда получали читательский билет. TUT.BY решил рассмотреть основные пункты правил, чтобы разъяснить наиболее спорные ситуации, возникающие у читателей библиотеки.


"Часто к нам обращаются с претензиями, что в работе библиотеки много формального, - говорит Елена Долгополова, заместитель директора по информационно-библиотечному обслуживанию. - Но большинство принципов работы Национальной библиотеки соответствуют стандартам, принятым в международной практике. В нашей библиотеке нельзя фотографировать, если вы не находитесь там в составе экскурсионной группы, хотя бы потому, что существует закон об авторском праве. В любой из библиотек мира копирование документов осуществляется только за деньги. Все основные услуги библиотеки бесплатны. Стоимость ксерокопии, доступа в Интернет у нас самая низкая. Хочу заметить, что, прежде всего, именно студенты активно пользуются платными услугами и считают наши цены приемлемыми".


Почему нельзя приносить свои книги?


- В библиотеку нельзя вносить печатные материалы (книги, журналы, газеты, учебно-методические материалы, изобразительные документы, ноты), видеокассеты, аудио -, фото - и видеоаппаратуру, книжные сканеры.


То есть, если я, например, работаю над диссертацией со своими книгами и мне нужны другие дополнительные источники. Или хочу посетить музыкальный кабинет со своими нотами…


- В исключительных случаях, если издание отсутствует в наших фондах, но необходимо для полноценной работы с другими источниками информации, читателю разрешается внести его на территорию библиотеки. Для решения вопроса необходимо обратиться к дежурному администратору и оформить соответствующий пропуск. Но, как бы это не удивляло, к сожалению, находятся такие читатели, которые проявляют удивительную изобретательность, пытаясь заменить своими изданиями библиотечные книги. Поверьте, очень печально находить в урнах поврежденные издания, которые есть в единственном экземпляре на всю страну. Также неприятно разбирать попытки хищения изданий. Кстати, за такое нарушение мы лишаем читателей права пользования библиотекой.



А насчет класса с фортепиано - он находится в зале нотных и аудиодокументов. Каждый желающий может прийти и поиграть полчаса бесплатно.




Многие считают, что по электронному каталогу достаточно сложно найти необходимую литературу.


- Современный читатель избалован интернетом, где достаточно ввести ключевое слово или фразу и получить десятки страниц с информацией на его тему. Библиотечный каталог действует по другому принципу, он более сложный, но одновременно и более точный. Представьте, какую работу нужно было провести нашим сотрудникам, чтобы читатель мог осуществлять многоаспектный и точный поиск информации, над этим работали десятки людей! На данный момент практически все наши издания уже занесены в электронный каталог. Если у вас не получается заказать нужную книгу, обратитесь за помощью к дежурному консультанту.

С помощью карточного каталога читатели осуществляют поиск номеров журналов и периодических изданий, не отраженных в электронном каталоге, заказ которых производится по бланку. Бланк заказа пользователь заполняет самостоятельно, его примут в любом зале, где работает читатель. Заказ документов, найденных по карточному каталогу - у нас есть читатели, которые отдают предпочтение традиционному справочному аппарату - осуществляется в автоматизированном режиме. В электронном каталоге есть специальное окошко "заказать не из ЭК".





Со сколькими изданиями может работать одновременно читатель?

- Лимит заказа (в сутки) в автоматизированном режиме (электронном каталоге) для читателей общего зала (В зале обслуживаются школьники старших классов, учащиеся ПТУ и ССУЗов, студенты 1–4-го курсов вузов, специалисты со средним, среднеспециальным и незаконченным высшим образованием. - TUT.BY) составляет 7 документов (для читателей Зала с высшим образованием - 12), по бланку заказа – 3 бланка для заказа электронных приложений к печатным изданиям и 5 бланков для заказа номеров журналов и продолжающихся изданий, не отраженных в электронном каталоге. За час до окончания работы библиотеки прием заказов на текущий день прекращается. Т.е. сам заказ оформить можно, но выдадут его уже завтра. Время выполнения заказа, как правило, составляет 30 минут.



В это время, как раз можно перекусить, например. Ведь с литературой нельзя в буфет.


- Конечно! На фотографиях моей презентации вы видите пиктограммы, запрещающие приносить еду в библиотеку. А книги из фонда Национальной библиотеки и бутерброды в буфете – это уж тем более несовместимые вещи.



Нельзя взять даже воду с собой?


- Конечно, это лето было очень жаркое, и мы разрешали читателям проходить, например, с минеральной водой. Но, вообще, это нежелательно.
Планируется ли увеличить количество буфетов или их пространство?


- Пока такой вопрос не рассматриваетсяВ здании библиотеки есть ресторан с очень доступными ценами.
Очень многие читатели недовольны ограничением на вход в библиотеку с габаритными сумками.


- Но ведь у нас предусмотрены специальные камеры для хранения личных вещей, а читателям, которые приходят с личным ноутбуком, бесплатно выдаются сумки для их переноски. Хотелось бы отметить, что ограничение на вход в библиотеку с объемными сумками существует в большинстве зарубежных библиотек. При этом сумку зачастую можно оставить только в открытой ячейке взамен на инвентарную корзину – точно такую же, какими мы пользуемся в магазинах. Кстати, мы рассматриваем возможность взять на вооружение опыт с корзинками.
Хватает ли камер хранения?


- У нас никогда не было случая, чтобы с этим была какая-то проблема. Обратите внимание на фото: посетители оставляют вещи в незакрытых неохраняемых кабинках.
На компьютерах отсутствует программа Word, нельзя работать с документами на своем флеш-накопителе, нельзя записывать на диск. Невозможно просто прийти потренироваться с диском ПДД.


- Это не совсем верно! В наших читальных залах установлены не совсем обычные компьютеры – это терминалы "тонкий клиент". Что это значит? Этот терминал представляет собой автономное бездисковое устройство. Сам "тонкий клиент" не осуществляет обработку информации, все необходимые вам операции можно выполнить с помощью библиотекаря-консультанта. Вы работаете с текстовыми редакторами Wordpad и "Блокнот". Если вам нужно сохранить то, что вы написали, скопировали в него, вы обращаетесь к дежурному библиотекарю, который со своего компьютера запишет вашу информацию. 10 Кб информации – 10 белорусских рублей.


Использование "Тонкого клиента" связано с требованиями к безопасности локальной сети НББ, в которой хранятся колоссальные объемы информации – электронный каталог, многочисленные базы данных, электронная библиотека и многое другое. Можете представить, какой вред может нанести вирус такой сложной информационной системе? В то же время терминалы позволяют уменьшить трудозатраты на техническое обслуживание, экономное энергопотребление, и, как я уже говорила, безопасность всей системы, так как вся информация хранится на сервере под постоянным мониторингом системных администраторов.

Вы также можете воспользоваться индивидуальными кабинками с полноценными персональными компьютерами, которые предназначены для самостоятельной работы пользователей с текстовой и графической электронной информацией. Они находятся в читальном зале специалистов с высшим образованием, зале белорусской литературы, зале изобразительных и видеодокументов. Любой читатель может прийти в любую кабинку и работать. Для работы пользователей с личной электронной информацией на ПК в индивидуальных кабинах установлены программы Microsoft Office 2003 (Word, Exсel, Power Point), Adobe Reader, Fine Reader. Стоимость услуги – 680 рублей за полчаса. Это сравнимо со стоимостью жетончика в метро!
Есть ли Интернет в этих кабинках?


- ПК в индивидуальных кабинах работают в локальном режиме и не обеспечивают доступ к информационным ресурсам Национальной библиотеки и всемирной сети. Интернет есть в любом читальном зале, на определенной части компьютеров, 1 час работы – бесплатно. Но в читальном зале можно работать с только интернет-ресурсами образовательного характера. В интернет-центре таких ограничений нет – можно смотреть развлекательные, рекламные сайты, сайты знакомств, отправлять электронную почту и т.д., но за плату с первой минуты.
Обслуживание в интернет-центре: распечатка, копирование информации на любые виды носителей осуществляется на платной основе. Все виды услуг выполняются дежурным консультантам по запросу пользователя. Платные услуги выполняются после их оплаты пользователем в пунктах приема оплаты за услуги и предъявления кассового чека.



Допустим, в Интернет-центре читатель подготовил реферат, в интернете нашел подходящие к его работе фотографии...


- Читатель сохраняет отдельно текст и все изображения, которые ему нужны, в папке "Портфель". Запись графических изображений на носитель, естественно, дороже, чем текстовая информация. Затем вы обращаетесь к консультанту, показываете, что вы хотите записать, он выписывает вам наряд-заказ. После оплаты ваши материалы консультант записывает. Помните, что выполнение платных услуг прекращается за 30 минут до закрытия библиотеки.


На заметку читателю!
Из правил пользования детской комнаты Национальной библиотеки:
2.1. Для приема ребенка в детскую комнату родителям необходимо предъявить паспорт или вид на жительство.
2.2. В детскую комнату принимаются дети в возрасте от 3 до 8 лет без внешних признаков заболеваний и психических расстройств, согласные остаться под наблюдением педагога.
2.3. Период нахождения ребенка в детской комнате не должен превышать 1,5 часа.
2.4. Одновременно находиться в детской комнате может не более 8 детей.
Из правил пользования обзорной площадкой
Отсюда можно полюбоваться видом Минска с высоты более 73 м за 3960 белорусских рублей (школьникам и студентам) или 4400 (взрослые)
2.2. Посещение ОП организуется на платной основе как в оперативном порядке, так и по предварительной записи.
2.3. Посещение ОП осуществляется как группами до 15 человек в сопровождении экскурсовода, так и в индивидуальном порядке.
2.4. Подъем на смотровую площадку осуществляется на панорамном лифте в сопровождении оператора по обслуживанию лифтов.
2.5. Длительность посещения ОП составляет 60 минут.
Из Общих правил:
1.4. Обслуживание пользователей с ослабленным зрением плоскопечатными документами осуществляется с помощью электронной лупы.
Любопытно
Из пункта 5. Выполнение дополнительных услуг:
5.5. Для оформления заказа на сканирование документов пользователь должен заполнить специальный бланк, оплатить заказ, предоставить чистый электронный носитель (CD, DVD). Срок выполнения заказа, как правило, 2 суток.
Также немаловажный пункт:
4.6. Читатели имеют право использовать в читальных залах вычислительную технику на автономном питании без звуковых сигналов.
В данный момент получить читательский билет в Национальную библиотеку можно всего за 7120 руб., оформление производится бесплатно.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница

Фонд Развития Интернет ПКДБ
Приглашаем в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И. Кузьмина. 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 11. тел. 212-69-13. E-mail:mail@pkdb.ru. Web-сайт - http://www.pkdb.ru.
Добро пожаловать в Миры библиотек! Добро пожаловать в ЧУМотеку!
все конкурсы, гранты, стипендии БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству Детский портал «СОЛНЫШКО» Счетчик любви Google Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов
Сколько дней блогу позиция в рейтинге BestPersons.ru Проверка ТИЦ Праздники России

Powered by Blogger

Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]